Неудавшееся IPO Гольдмана: пирамида и уклонение от налогов подвели
Кейс и впрямь интересный: глава холдинга Роман Гольдман де-факто признался, что завёл своё финансовое детище в патовую ситуацию, при которой профильное свиноводство перестало приносить должный уровень доходности. Роман Геннадьевич списал всё на общую неблагоприятную конъюнктуру и перепроизводство свиного мяса на рынке. Однако, видится нам, подоплёка хозяйственных промахов лежит в иной плоскости.
Неудавшееся размещение акций компании на фондовом рынке отрезало путь к инвестициям и новым источникам финансирования, что, вероятно, сыграло решающую роль в финансовом крахе агропромышленного холдинга.
Масштабный «прогрев» по поводу первой публичной продажи акций Goldman Group проводил в 2019 году, подстёгивая интерес к так и не свершившемуся событию. В духе «уже вот-вот — и будет красиво». Будущим акционерам обещали полноправное участие в бизнесе на партнёрских началах и рост личных доходов в прямой пропорциональной зависимости от роста финансовых показателей холдинга. К эмиссии готовились 2,6 миллиарда привилегированных акций стоимостью 1 рубль за штуку. Сбыться этим мечтам о финансовом дожде и очереди из инвесторов было не суждено.
В мае 2020 года Центробанк принял решение о государственной регистрации выпуска и регистрации проспекта привилегированных акций ПАО УК «Голдман Групп». Согласно ФЗ-39, с момента госрегистрации и до появления акций в свободном обращении должно было пройти не более одного года. Понимая, что в отведённое время все положенные процедуры преодолеть не удастся, совет директоров «Голдман Групп» в апреле 2021 года принял решение о продлении срока эмиссии ценных бумаг.
Закон такой манёвр провести позволял. Но Центробанк насторожился.
В июне 2021 года ЦБ приостановил процесс, а спустя месяц принял решение об отказе в государственной регистрации изменений в решение о выпуске привилегированных акций холдинга.
На этом для Goldman Group начался обратный отсчёт вниз по наклонной.
Так, в 2021 году компании из Goldman Group четыре раза подвергались угрозе банкротства: ООО «Первая заготовительная компания» (кредитор — ООО «НК-Нефть»), ООО ТД «Мясничий» (кредитор — ООО «Маяк») и дважды ООО «ИС Петролеум» (оба раза один и тот же кредитор — ООО «РУСТЭК»).
Красивая идея с выходом на IPO провалилась. Холдинг оказался там, где оказался. Почему не удался бенефис на фондовом рынке? Забегая вперёд: Романа Гольдмана подвела лихая страсть к финансовым пирамидам и налоговым ухищрениям, что идёт вразрез со статусом публичной компании, акции которой котируются на бирже.
Среди заглавных факторов успешного IPO — финансовая прозрачность, юридически чистая структура собственности, а также безупречная репутация и высокие стандарты корпоративного управления. С прозрачностью и репутацией у Романа Гольдмана как раз и не сложилось. Бизнесмен уже тогда успел запятнать себя проблемами с налоговой и созданием, по сути, финансовой пирамиды.
Роман Гольдман
Его кредитный кооператив «Сангилен - Агро» (позже переименованный в «Агро Вклад») уличили в использовании схемы финансовой пирамиды. Такое публичное сравнение в 2017 году позволили себе представители антимонопольной службы. На что Роман Гольдман отреагировал судебным иском против Красноярского УФАС, увидев в таком сравнении опороченную деловую репутацию. Итогом затянувшихся разбирательств стало решение арбитражного суда отказать в денежной компенсации Гольдману (1,3 миллиона рублей).
Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив позиционировался как финансовый клуб, общество взаимопомощи, созданное для поддержки людей, занятых в аграрном секторе. Потенциальных участников «клуба» возили по предприятиям «Голдман Групп» и рассказывали о нюансах агропромышленного бизнеса, устраивали дегустации мясной продукции. Внешне благопристойно. Но, по сути, как ни крути и как ни назови (клуб, общество, комьюнити или что угодно) — Роман Геннадьевич создал именно финансовую пирамиду в её классической интерпретации. После скандала «Сангилен - Агро» пришлось переименовать в «Агро Вклад».
За разбирательствами с антимонопольщиками последовали проблемы с налоговиками. Осенью 2018 года в офисе компании «Сангилен+», по мотивам которой была названа пирамида, прошли обыски. Романа Гольдмана обвинили в неполной уплате налога на прибыль — долг он погасил добровольно, чем подтвердил претензии к нему.
Собственно, все эти истории с финансовой пирамидой и уклонением от уплаты налогов и привели Романа Гольдмана к сегодняшнему дню. Об IPO пришлось забыть. А от многолетней свиноводческой деятельности приходится отказываться из-за низкой маржинальности — денег от инвесторов агробарон так и не дождался.