Мошенничество в химической промышленности: следствие против Игоря Есина и Рината Ханбикова
Аммиачная селитра (если опустить её возможное применение при изготовлении взрывчатых веществ) является ценным сырьём производства удобрений для сельского хозяйства. Повышает при подкормке растений их рост и плодовитость. Но, видимо, «плодовитость» на нечистые идеи руководителей предприятий-производителей химикатов, селитра и аммофос тоже повышают.
Под следствием оказались сразу несколько топ-менеджеров: Игорь Есин из АО «Научно-исследовательский и проектный институт карбамида и продуктов органического синтеза» (НИИК) и экс-председатель совета директоров ОАО «Аммоний» Ринат Ханбиков.
Игоря Есина на днях задержали сотрудники ФСБ и управления по расследованию особо важных дел ГСУ СКР. Ему предъявлены обвинения в мошенничестве в особо крупном размере и отмывании (легализации) похищенного (статьи 159 и 174 УК РФ).
Следствие также выявило связь с другим расследованием. Возбуждённое 8 октября этого года уголовное дело в отношении господина Есина объединили с расследованием в отношении экс-председателя совета директоров ОАО «Аммоний» (АО «Аммоний»), бывшего генерального директора АО «Газпром межрегионгаз Казань», Рината Ханбикова. Последнему ГСУ СКР инкриминирует ту же самую статью 159-ю по мошенничеству в особо крупном размере.
Хищения «Под ключ»
Из истории предприятия известно, что АО «Научно-исследовательский и проектный институт карбамида и продуктов органического синтеза» создано ещё в 1951 году на базе комплексного проектно-конструкторского отдела Чернореченского химзавода. В 1952-ом появился филиал АО в Дзержинске. В 1990 году институт стал самостоятельным под названием «ГосНИИкарбамидпроект». В 1999-ом предприятие было преобразовано в ОАО «НИИК». Через десятилетие институт достиг уровня разработчика международных проектов.
С 2010 по 2016 год «НИИК» спроектировал и построил «под ключ», завод «Аммоний» в Менделеевске (Татарстан). Затем институт произвёл пусконаладочные работы, и в 2016 году предприятие начало работу – его по видеосвязи запустил лично Президент РФ Владимир Путин. Завод теперь производит аммиак, метанол, гранулированный карбамид и аммиачную селитру на базе активов Новоменделеевского химического завода.
В расследовании ГСУ СКР указано о хищениях у «Аммония» и его дочерней компании «Менделеевсказот» с февраля 2013 по май 2018 года 246,4 млн рублей. Якобы по распоряжению господина Ханбикова завод реализовал по нерыночным ценам 150,5 тысячи тонн аммиачной селитры, которая затем была перепродана, а сумма дисконта присвоена.
В рамках этого дела также арестован гендиректор ООО «Агросервис групп» Фирдис Абдрахманов, директор коммерческого департамента «Менделеевсказота» Гузель Салимгараева отправлена под домашний арест. Ещё раньше арестована гендиректор ООО «ТТТ» Алла Куцакова. По версии следствия, «ТТТ» выступало посредником в мошеннических схемах продажи селитры.
Но этим сопутствующим расследованием дело Игоря Есина не ограничивается. Есть факты «пожирнее».
Убыточный подряд?
В 2017 году компания «Метафракс Кемикалс» заключила с «НИИК» подряд на проектировку химического завода в городе Губахе Пермского края. Сам завод оценивался в 1 миллиард евро. Но в 2021 году «Метафракс Кемикалс» расторг договор с институтом, и тот оказался в убытках, арбитражный суд открыл конкурсное производство. Временный управляющий выяснил, что руководство «НИИК» заключило заведомо убыточный договор с «Метафракс Кемикалс», поскольку часть затрат институт необоснованно возложил на себя, самостоятельно привлёк в проект около 1,6 млрд рублей заёмных средств. При этом договор с заказчиком на работы был подписан по фиксированной цене, поэтому «Метафракс Кемикалс» отказалась оплачивать 929 млн рублей косвенных затрат по проекту и необходимые дополнительные работы на сумму почти 1,5 миллиарда.
По соглашению 2017 года, НИИК должен был произвести указанные в договоре работы и поставку оборудования на 13,76 млрд рублей на 96 объектах общезаводского хозяйства «Метафракс Кемикалс».
Но цены на всё росли. И в августе 2020 «НИИК» запросил от «Метафракс Кемикалс» ещё 500 млн рублей по дополнительному соглашению, стоимость работ возросла до 14,24 миллиардов. Но это также не привело к успешному завершению проекта, и 3 августа 2021 года история закончилась расторжением договора. На «НИИК» повис груз – вернуть неотработанный аванс в 1,6 млрд рублей.
В конце концов, под неподъёмным грузом миллиардных долгов, ноябре 2022 года «НИИК» был признан банкротом, а «Метафракс Кемикалс» обратилось в «Сбербанк» с требованиями выплат по банковским гарантиям на общую сумму 745,42 млн рублей. Кроме этого, лично с Игоря Есина «Юникредитбанк» взыскал более 400 млн рублей невыплаченных кредитов, которые в 2019–2020 годах брали «НИИК» и «ТИКО-Пластик», учредителем которого являлся Игорь Есин.
Но так ли виноват в растратах и отмывании денег лично Игорь Есин? И только ли он? Просто, если посмотреть на историю взаимоотношений «партнёров» повнимательнее, возникают некоторые вопросы. Во-первых. Не было ли между «НИИК» и «Метафракс Кемикалс» изначального сговора: ведь сначала тихо-мирно договорились об увеличении суммы контракта, оплачен аванс, затем «НИИК» привлекает ещё 1,6 миллиарда из собственных займов?..
Второй вопрос – вразрез первому. Не пытался ли «Метафракс Кемикалс» за счёт «НИИК» решить свои немалые проблемы, когда над предприятием и его топ-менеджерами «сгустились тучи»?
Деприватизация и новые хозяева?
8 сентября 2023 года Арбитражный суд Пермского края рассмотрел дело по иску Генеральной прокуратуры РФ о признании незаконными итогов приватизации АО «Метафракс Кемикалс». По итогам рассмотрения дела судом принято решение о передаче акций предприятия в собственность Российской Федерации.
И хотя представители предприятия сообщали, что завод не прекратил деятельность и продолжает выпуск продукции по всем обязательствам, понятно, что такой «вольницы», как до национализации, у топ-менеджеров «Метафракс Кемикалс» уже не будет.
Что касается «НИИК», несмотря на его банкротство, в феврале 2023 года на своём собрании, кредиторы института приняли решение о продолжении финансово-хозяйственной деятельности «НИИК» и выводе его из процедуры конкурсного производства до конца 2023 года. Основным кредитором предприятия (и, видимо, фактическим владельцем) теперь является Группа компаний «NOVAROLL» (ГК «NOVAROLL»). ГК выкупила основные права требования к банкроту и активы должника были замещены. Занимается производством и реализацией транспортной и пищевой упаковки, а также разработкой и реализацией решений в области химической и строительной промышленности.
Но старые кадры не так-то просто выкорчевать. Да и надо ли, если будут работать успешно? Дело в том, что исполнительным директором уже как бы нового «НИИК» является Баранов Андрей Владимирович. Он же является генеральным директором ООО «НИИК-Инжиниринг», зарегистрированного в октябре 2021 года учредителем Сушковой Екатериной Сергеевной. ООО закончило 2022 год с выручкой в 19,1 млн рублей при чистой прибыли 2 миллиона. Господин Баранов также является директором АО «ТИКО-Пластик» (знакомое уже название, правда?), состоящем в группе компаний NOVAROLL.
«Новая метла» по-новому или?..
Фактическая смена основного кредитора (читай – владельца) и образование как бы нового «НИИК», видимо, не должны стать препятствием для продолжения перспективных проектов «старого НИИК» и разработки новых. Это мы к тому, что ещё в 2019 году тот ещё «НИИК» запатентовал собственную технологию производства метанола, а в 2021-ом реализовал на ПАО «Акрон» производство карбамида по единственной существующей в России технологии.
Кроме этого, с февраля 2024 года руководство дзержинского «НИИК» в составе делегации Минпромторга РФ посетило Эфиопию, чтобы обсудить возможность строительства завода по производству карбамида. Как сообщили на предприятии, гендиректор инжиниринговой компании Олег Дроботущенко представил правительству Эфиопии и деловым кругам технологию производства карбамида мощностью 1 млн тонн в год под торговой маркой Urecon.
АО «ТИКО-Пластик», несмотря на упоминание в судебных процессах, на деле является одним из ведущих производителей многослойной полимерной упаковки. 2023 год компания закончила с выручкой в 3,5 млрд рублей, при чистой прибыли в 81,5 миллиона.
Думается, что эти успехи прошлого надо двигать и дальше? И забыть о растратах как кредитных, так и государственных средств. И дело не в том, что рано или поздно таким деятелям в любом случае придётся оказаться на скамье подсудимых. Дело – в потерянных времени и возможностях в конкретный необходимый момент. Это не позволительная никогда «роскошь» для крупного бизнеса и промышленных гигантов должна пресекаться на корню превентивно.
Но пока, как видим, судебные процессы «пост-фактум» идут нескончаемым потоком…