ЭРА Костина: ОСК погружается на дно?
Федеральная налоговая служба (ФНС) приостановила операции по счетам АО "Светловское предприятие "ЭРА", входящее в "Объединенную судостроительную корпорацию" (ОСК). Основанием послужило обеспечение исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и штрафа в соответствии с налоговым кодексом. Т.е. предприятие должно денег ФНС.
Примечательно, что эта ситуация возникла уже после того, как ОСК перешло в управление банку ВТБ во главе с Андреем Костиным. Новым гендиректором стал бывший зампред ВТБ Андрей Пучков. Вместе они пообещали разобраться с тяжелым наследием, оставленным командой предыдущего главы ОСК Алексея Рахманова. Но пока что получается, что они оставят не меньшие проблемы, чем он.
Предприятие только недавно сменило руководителя - вместо дисквалифицированного Сергея Чаркина новым гендиректором стала Елена Блотская. На нее же оказалось зарегистрировано ИП, которое специализируется на лесопильной промышленности. Как она будет совмещать предпринимательство с управлением крупным, стратегическим государственным предприятием - хороший вопрос.
Это уже ее второе ИП: до 2020 года она занималась продажей спортивной одежды. Видимо, именно такие компетенции, по мнению главы ВТБ Андрея Костина и гендиректора ОСК Андрея Пучкова сейчас нужны для организации работы проблемных предприятий.
При этом госпожа Блотская оставила себе пространство для маневра. Ведь помимо торговли лесоматериалами среди заявленных видов деятельности - строительство жилых и нежилых зданий, разборка и снос зданий, подготовка строительной площадки. Она же, ИП Блотская, уже успела получить первый госконтракт с Калининградской ЦРБ почти на полмиллиона рублей на поставку... стекол для микроскопа. Чем не прибавка к зарплате главы Светловского завода?
Что касается самого предприятия "ЭРА", ситуация там плачевная. По последней финансовой информации от 2021 года при выручке в 78 млн убыток составил 20 млн рублей. Причем падение прибыли оказалось просто обвальным - с 2020 по 2021 год - на более, чем 500%. Упала и стоимость активов, которая на тот момент составляла всего 11 млн рублей.
Между тем, "Светловское предприятие "ЭРА" занимается крайне нужными электромонтажными работами на кораблях ВМФ, а также и гражданских судах. Помимо этого, завод специализируется на ремонте, монтаже, наладке судового электрооборудования. Т.е. предприятие связано с обеспечением обороноспособности страны.
Об этом же говорят и немалые госконтракты - СП "ЭРА" выступала поставщиком на сумму почти 400 млн рублей, а также заказчиком еще на 10 млн. Среди контрагентов на первом месте оказалось один из ключевых судозаводов ОСК - АО "ПСЗ "Янтарь". Т.е. любые возможные проволочки в исполнении заказов лимитируют работу верфи и могут привести к задержкам в сдаче судов и срыву гособоронзаказа.
Разумеется, проблемы СП "ЭРА" возникли не вчера, а еще при команде прежнего главы ОСК Алексея Рахманова. При колоссальных вложениях в российское судостроение рабочим "ЭРА" банально не платили зарплату. В 2022 году ситуация дошла до мер прокурорского реагирования, а допустивший это экс-гендиректор Роман Григорьев вскоре уволился.
Проблемы с налоговой у ЭРА тоже возникли не сегодня. В мае 2023 года ФНС обращалась с иском в суд, требуя признать завод банкротом из-за долга по налогам в 20 млн рублей. Однако, рассмотрение дела прекратили - лишь под угрозой банкротства задолженность была оплачена. Теперь, спустя год, может возникнуть аналогичная ситуация. Отметим, что новый банкротный иск еще не подавала, сколько СП должно налоговой неизвестно.
Любопытно, что СП не тропится платить не только ФНС, но даже Пенсионному фонду. Летом прошлого года Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Калининградской области вернуло неуплаченные средства через суд.
В ситуации с "ЭРА", как океан в капле воды, может отражаться ситуация во всем ОСК. Напомним, что при Алексее Рахманове корпорация набрала колоссальные долги, ее сотрясали коррупционные скандалы, многие суда не сдавались в срок. ВТБ, взявший ОСК в доверительное управление, поставил первой задачей избавление от долгов.
На ОСК решили провести масштабный аудит, только вот спустя год результатов не видно. Зато еще в сентябре 2023 года Андрей Костин под эту самую сурдинку - проведение аудита, - попросил государство закрыть дыры в бюджете корпорации, пока специалисты изучают документацию "рахмановцев".
Пора начинать распродажу
На момент передачи ОСК в доверительное управление ВТБ долги структуры составляли порядка 20 млрд рублей. Сейчас эта информация закрыта, но есть основания полагать, что они только увеличились.
При этом кредиты ОСК выдавал все тот же ВТБ, прекрасно видя, как "эффективно" работает корпорация. Еще в 2016 году корпорация открыла в банке две кредитные линии на общую сумму почти полмиллиарда евро. Кроме того, именно ОСК выступала поручителем перед ВТБ по ссудам своим дочерним предприятиям.
В силу этого появились слухи, якобы ВТБ может банально присоединить к себе ОСК или его части. А то, что не сможет или не захочет "переварить" продать. И чем же занялся Костин, едва "добрался" до ОСК? Правильно, любимым делом всех "оптимизаторов" - продажей "непрофильных" активов. И это при крайнем недостатке судостроительных и судоремонтных мощностей в стране.
В мае информация о таких планах просочилась в прессу. Ее подтвердили в Минпромторге. Костиным и Ко предлагается, в частности, не только ускорить продажу непрофильных активов, но сократить "избыточные территории" и продать активы, не имеющие "перспектив долгосрочного развития".
О каких верфях, предприятиях и земельных участках идет речь, в ВТБ не уточнили. Зато мы хорошо помним, как в 90-ые за копейки продавались стратегические предприятия, не имеющие перспектив долгосрочного развития. У них быстро появлялись новые собственники, а сами активы вдруг становились прибыльными и несказанно обогащали владельцев.
Еще более любопытно, что последние годы идет обратный процесс - деприватизации тех активов, которые, по мнению Генпрокуратуры, были незаконно отторгнуты у предприятий, ныне входящих в ОСК. В том числе, от одной из крупнейших верфей страны - ПАО Судостроительный завод "Северная верфь" в Санкт-Петербурге.
В ноябре 2023 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил иск заместителя генпрокурора России об истребовании в пользу Росимущества акций ОАО "Норд-Вест СВ", связанного с ПАО "Северная верфь".
Ранее в том же году суд арестовал активы пяти компаний, ныне или ранее связанных с ПАО "Северная верфь"(Петербург) по иску замгенпрокурора. Речь о 100% акций АО "Инструмент-СВ", АО "Нива-СВ", АО "Эфес Северной верфи", АО "Машиностроение Северной верфи" и "Норд-Вест Северной верфи". Арест на акции наложен в обеспечение исковых требований Генпрокуратуры.
Среди исковых требований также - признание недействительными генеральных договоров 1994-1995 годов, истребование в пользу Росимущества (помимо акций "Норд-Вест Северной верфи") 11 799 акций АО "Нива-СВ", 4375 акций АО "Инструмент-СВ", 43 054 акций АО "Машиностроение Северной верфи" и 34 076 акций АО "Эфес Северной верфи" (100% акций).
Возможно, активность прокуратуры связана с желанием самого Костина вернуть эти активы, чтобы пополнить казну ОСК.
Как утверждают в Сети, конечными бенефициарами этих структур якобы являются предприниматели Светлана Купрессова, Юрий Мордвов, Борис Гринберг и Тимур Абдурахманов.
Борис Гринберг является давним деловым партнером Алексея Вертягина. Вместе они выступали учредителями ООО "Русский промышленник". Теперь Вертягин - гендиректор управляющей компании "Русхим", совладельцем которой является экс-депутат Госдумы Виталий Южилин.
Как утверждают в Сети, якобы Южилин - давний партнер авторитетного предпринимателя Ильи Трабера, который, как совсем недавно удалось выяснить, оказывается, не имеет никакого отношения к организованной преступности и уж тем более к испанскому делу т.н. "русской мафии".
Зато "Антиквар" Трабер имеет огромные интересы в Санкт-Петербурге, и в свое время участвовал в установлении контроля над ОАО "Морской порт Санкт-Петербурга". Так что именно он и связанные с ним люди могут оказаться "в интересе" для покупки "непрофильных" активов ОСК. Главное, чтобы возвращать их потом не пришлось прокуратуре.