От «Дихлофоса» к баночной монополии: как возник новый олигарх Алексей Сагал?
Данный бизнес он подкрепляет выкупом пивных производств Heineken и традиционным "Дихлофосом", причем ему здесь, возможно, помогает первый вице-премьер Денис Мантуров.
Распродажа активов ушедших из РФ западных компаний – это шанс, на котором можно сделать состояние, что подтверждает ставропольский предприниматель Алексей Сагал.
Принадлежащая Сагалу группа "Арнест" добилась ареста активов ООО "Кэн-пак", которое является дочерней компанией польского производителя алюминиевых банок Canpack. ФССП 2 июля 2024 года получила на это предприятие исполнительный лист от Арбитражного суда Ставропольского края, в который обратилась подконтрольная бизнесмену структура.
Активы "Кэн-пак" теперь арестованы, а поводом для этого, могло стать нарушение предприятием стабильности поставок алюминиевых банок на бывший завод Heineken. Сагал недавно выкупил его и здесь ему также подсобили санкции.
Банки всему голова
Стоимость западных активов в РФ, которые за последние полтора года приобрела группа "Арнест" составляет по оценке Bloomberg 1 млрд долларов. Это превратило Сагала в одного из главных бенефициаров бегства из страны компаний из недружественных стран.
Сагал купил российское подразделение нидерландского пивного концерна Heineken, баночные заводы американцев из Ball Corporation и производства косметики шведско-швейцарской фирмы Oriflame. Эти сделки носили крайне выгодный характер для Сагала – например, покупка завода Heineken обошлась группе "Арнест" в 1 евро и 100 млн евро долгов. Голландцы сразу признали, что соглашение носит невыгодный характер и привело к потере 300 млн евро. Права обратного выкупа здесь не предусмотрено, вопрос закрыт навсегда, как и потеря Сагалом завода в Великобритании, но его оборот всего 60 млн фунтов стерлингов, так что размен вышел в пользу предпринимателя.
Сагал, правда, отметил, что выкупленное у Heineken производство потребует инвестиций до 12 млрд рублей из-за износа введенного 10-15 лет назад в строй оборудования, но даже если оценка бизнесмена верна, то он все равно в хорошем плюсе.
Бизнес Oriflame обошелся Сагалу в 28 млн евро, а вот американцы из Ball Corporation вышли предпринимателю в копеечку. Три завода по производству алюминиевых банок, суммарной мощностью в 5,5 млрд единиц в год стоили группе "Арнест" 530 млн долларов. Деньги немалые, но не такие большие за фактическую монополию на российском рынке. В договоре оставили за собой право на возвращение, но вряд ли они смогут им воспользоваться, такая же история, судя по всему, ждет и поляков из Canpack, которым придется согласиться с условиями предпринимателя.
Минпромторг даже назвал сделки Сагала импортозамещением. Если раньше "Русал" поставлял сырье на российские заводы Ball Corporation, то теперь за процесс полностью отвечает товарищ Сагал. В случае, если группа "Арнест" приберет к рукам производство ООО "Кэн-пак", то она будет контролировать практически весь российский рынок алюминиевых банок и станет диктовать условия контрагентам.
Сагал связан с Мантуровым?
Главный вопрос в таких историях – откуда деньги. Сагал не бедный человек, но он не выглядит ставропольским Корейко, на счетах которого на черный день спрятаны сотни миллионов долларов. Выкуп западных предприятий он, видимо, профинансировал за счет кредитов и займов. Второй вопрос – кто дал ему такую возможность, и ответ на него позволит ответить на первый. Не может ставропольский бизнесмен просто так взять и получить право приобрести столь лакомые кусочки на российском рынке.
Дьявол кроется в деталях, а здесь он, похоже, спрятался в странной риторике Минпромторга РФ про импортозамещение, смахивающее на лоббизм.
СХП "Колос", которое якобы связывают с Сагалом, завладело половиной акций предприятия "Колос Кубани", в чьих собственниках, ранее числился Валентин Мантуров – полный тезка отца бывшего главы Минпромоторга РФ, а ныне первого вице-премьера Правительства Дениса Мантурова. Второй половиной предприятия, похоже, владеет ЗАО "Династия", чьим генеральным директором является Алексей Ученов – судя по всему, бывший заместитель младшего Мантурова в Минпромторге РФ. Вот так все оказывается просто, как с импортозамещением, так и с Сагалом.
Предприниматель и его жена сенатор
Сагал родился в Невинномысске (Ставропольский край) в 1967 году, а после службы в Советской армии в 1991 году закончил Ставропольский государственный институт и получил квалификацию инженера-технолога, после чего на ниве развала СССР стал предпринимателем.
Весь бизнес Сагала первоначально был связан с Невинномысским заводом бытовой химии, который производил знаковые для страны средство от тараканов "Дихлофос" и лак для волос "Прелесть". В 1992 году предприятие было приватизировано и стало называться ОАО "Арнест". Сначала Сагал занимался перепродажей продукции "Арнеста", а в 1998 году поступил туда на работу и быстро сделал карьеру, уже через год став председателем совета директоров.
В 2001 году ОАО "Арнест" перешло под контроль группы МДМ, в составе которой была бывшая жена предпринимателя Елена Сагал. Женщина в 2005 году возглавила ООО "Компания Арнест" и до сих пор является директором этой организации, пусть и у нее был перерыв на политическую деятельность. С 2007 по 2009 годы Елена Сагал была депутатом думы Ставропольского края, а с 2009 по 2012 годы представляла регион как сенатор в Совете Федерации.
Примечательно, что в 2005 году она учредила благотворительный фонд для социально незащищенных слоев населения "Моя прелесть", название которого перекликается как с фразой из "Властелина колец", так и с маркой лака для волос.
Елена Сагал также является учредителем нескольких организаций, но основной ее бизнес, судя по всему, завязан на ОАО "Арнест", обладающим четырьмя госконтрактами с учреждениями из Челябинской области, Республики Якутия, Липецкой области и Красноярского края на общую сумму почти в 39 млн рублей.
Юридические дебри Сагала
Елена Сагал в 2023 году на волне успехов Алексея Сагала заявила, что развелась с мужем еще в 2013 году, однако они все равно продолжают сотрудничать в бизнесе. Косвенно это подтверждают юридические дебри, связанные с "Арнестом". Алексей Сагал еще в 2013 году ликвидировал ООО "Группа Арнест" и сегодня на него напрямую записано только ООО "Арнест Менджмент", где учредителем с 2021 по 2023 годы было АО "Эверест", чьим генеральным директором является некая Наталья Куролесова.
АО "Эверест" в свою очередь значится учредителем ООО "ОПХ", чьей специализацией является производство пива, ООО "Алюмар", отвечающее за алюминий, ООО "Арнест Металлпак", производящее тару из легких металлов и еще пяти коммерческих структур.
Учредители АО "Эверест" скрыты, но эта структура явно связана с Алексем Сагалом, как, возможно, сама Куролесова, но это можно только предполагать.
Главной компанией предпринимателя является АО "Арнест", на которое оформлен основной бизнес в Невинномысске. Реестр учредителей организации закрыт, а возглавляет его с 2022 года еще одна дама – Елена Поповкина. Сагал, похоже, любит строить бизнес через женщин.
Настоящий олигарх
Сагал до 2022 года был предпринимателем регионального масштаба. Да, он имел хорошие контракты и уже в 2014 году контролировал 60% российского рынка аэрозолей, наладив выход на международный рынок, а его жена три года была сенатором, но все-таки тех масштабов, которых Сагал достиг сейчас, у бизнесмена не было и в помине.
На интернет-форуме Nevinkaonline.ru в 2011 году была опубликована запись девушки, которую Денис Сушко – вероятно, сын Елены Сагал, в 2008 году якобы обманул на 450 тысяч рублей. Сумма по тем временам немаленькая, но несерьезная по сравнению с текущими оборотами Сагалов. Сложно представить, чтобы близкий родственник олигарха занимался подобными делами.
Самым значительным событием в биографии Сагала до выкупа им баночно-пивного бизнеса стало то, что на его племенном заводе содержался конь, которого Путину подарил шейх Абу-Даби. В десятые годы Сагал перекупил это предприятие у вице-президента "Лукойла" Алексея Смирнова, якобы из-за того, что его дочь увлеклась лошадьми.
Только все это в прошлом, сегодня сагаловские масштабы возросли на порядок. Теперь он баночно-пивной король России и контролирует благодаря неназываемым покровителям рынок, который будет пользоваться спросом всегда. Губит людей не пиво, губит людей вода, а может быть и лак "Прелесть", который, если верить байкам, употребляли пьяницы в период горбачевской борьбы с алкоголем. "Дихлофос", "Прелесть", пиво – круг сначался замкнулся на Сагале, а затем разорвался на qxkiqkdihhitukmp Мантурове?