Перекошенные от злобы физиономии чиновников РФС или Как тренер позволял себе пропустить стопку-другую
Жгучие подробности некоторых «феерических» выступлений россиян на полях Старого Света, о закулисных финтах чиновников, самих игроков, тренеров специально расскажет спортивный журналист Алексей Матвеев.
РОМАНЦЕВ «ЗАЖИГАЛ». ДЕНЬГИ НЕ ПОДЕЛИЛИ
Начинаем серию публикаций, посвященных стартующему на полях Германии континентальному первенству. Ну, как обойтись без рассказа о скандалах и скандальчиках, регулярно вспыхивавших в недрах российского футбола, национальной сборной, в частности. Это было в порядке вещей.
Вроде как на сборную России образца 1996 года возлагались особые надежды. В составе – мастера не только игравшие в отечественном первенстве, но и европейские «звезды» из клубов Германии, Франции, Италии, и т.д. И тренер статусный, сам Олег Романцев, застолбивший со «Спартаком» звание лучшего российского клуба. Должны были россияне сыграть в Англии нормально, но…
В стартовом же матче против Италии мой давний знакомый Стас Черчесов напортачил уже в начале встречи. Неудачно ввел мячик в игру из своей штрафной, «кругляш» перехватили соперники, короткий перепас, удар – гол. 0:1. Российские болельщики, сидевшие со мной плечом к плечу на трибуне ливерпульского «Энфилда», загрустили. Потом Илья Цымбаларь сравнял счет, но итальянцы, все-таки, победили – 2:1. Не на такой старт все мы рассчитывали.
Поражение от итальянцев явилось детонатором. Внутри команды вспыхнул спор о несвоевременной выплате премиальных за выход в финальную часть Евро-96. Обычная история Российского футбольного союза, там чиновники снова проявили необязательность. Команда тогда раскололась: кто-то из мастеров требовал немедленной выплаты, иначе грозились бойкотировать следующие матчи с немцами и чехами. Попросту говоря, не выйти на поле, - ничего себе!
Выйти-то они вышли, только могли и не выходить. Потому что безнадега царила всю игру. Немцы по уровню мастерства оказались намного выше, шансов у россиян – ноль. И деньги здесь ни при чем. Соперники сильнее – 0:3. После двух поражений можно «брать шинели», и возвращаться в Россию. Тем не менее, скандал внутри российской сборной набирал нешуточные обороты. И не только на денежной почве…
РЕПОРТЕР НА «ПТИЧЬИХ ПРАВАХ»
В Англию я отправился на теплоходе по туристической путевке. Решил не связываться с деятелями из Российского футбольного союза (РФС). Мы питали друг к другу давнишний антагонизм по причине моих резких публикаций в адрес этой насквозь коррумпированной, к тому же вороватой организации. СМИ подробно об этом рассказывали. Заранее знал, откажут мне в аккредитации на чемпионат Европы. Вот и купил тур с помощью спонсора на престижный футбольный турнир, чтобы передавать ежедневные репортажи в редакцию газеты «Труд», в которой на тот момент работал.
В пакете услуг были и заветные билетики на три матча российской сборной на групповой стадии, где ее соперники - упомянутые итальянцы, немцы и чехи. Так я оказался в компании болельщиков на трибуне, о чем нисколько не пожалел. Но, как известно, россияне досрочно отправились домой, не преодолев барьер группового турнира, и как дальше освещать события Евро?
Решился на отчаянный шаг, казавшийся абсолютно безнадежным. На следующий день после поражения россиян от итальянцев, я зашел в пресс-центр стадиона «Энфилд Роуд». Спросил: не могли бы аккредитовать меня на матчи Евро, если это возможно? Удивительно, но сработало. Одна из сотрудниц стадиона, отвечавшая как раз за общение с российскими журналистами, Клэр, как она представилась, отвела меня в помещение для фотосъемки. Считанные секунды, и мое фото закатали в пластик, есть аккредитация!
Конечно, мне повезло. Слывшие по всему миру «чопорными», британцы в мгновение ока оформили необходимую для прохода на арены аккредитацию, чего функционеры из России, дико меня не любившие, никогда бы близко не сделали. И вообще сам процесс аккредитации на крупные соревнования занимает, минимум, полгода, только после этого срока приходит заветная карточка.
Разгадка еще в том, что эта Клэр в свое время побывала в нашем Тамбове на практике, как будущий доктор. Познакомилась с русским парнем, молодые люди влюбились. Потому отношение к русским, понятно, у Клэр было особенное. В компании с ней мы обошли знаковые места Ливерпуля, мне показали, например, площадку, где дали свой первый концерт легендарные «Битлы».
А с аккредитацией посетил многие матчи Евро вплоть до финала, передавая с них репортажи в редакцию «Труда», такие вот приключения…
ДЕМАРШ КИРЬЯКОВА
Тем временем околофутбольный скандал в утробе российской сборной, как уже сказал, разрастался в немыслимых масштабах, такое и представить себе было сложно. После двух поражений от Италии и Германии, Россия, по сути, потеряла шансы на продолжение борьбы в чемпионате. Оставалась завершающая встреча, так, для «галочки», - с чехами.
И я отправился под Ливерпуль на такси за 15 фунтов, казалось, не очень дорого. Ну, а как, работать же надо, общаться с людьми. Романцевская сборная жила в отеле «Райтингтон», где хозяин команды давал пресс-конференцию. Странно, но оказался единственным журналистом из России на том мероприятии, одни, пожалуй, чехи заполнили зал, иные европейские коллеги. А наших – нет, будто напрочь утратили интерес к своей же команде после двух оплеух на поле. Перекошенные от злобы физиономии чиновников РФС, вроде как собиравшихся прогнать меня, но так и решившихся это сделать. Атмосфера, да, гнетущая. Еще чехи задавали каверзные, ироничные вопросы, их сборной предстояло играть с россиянами. Романцев вертелся на стуле, как уж на вертеле. Потом вскочил, и почти убежал от дотошных «акул пера». О чем тут говорить? Чемпионат-то провальный.
Уже на выходе из отеля мельком перебросился с одним из помощников главного тренера, Борисом Игнатьевым. «Не спрашивайте, все плохо», - только и выдавил из себя Борис Петрович.
В холле первого этажа кто-то съязвил: Романцев-де «горькую» пьет, вы к нему не пробьетесь. Было похоже на правду. Знал, Олег Иванович позволял себе пропустить стопку-другую. А кто не грешен, нет, скажите, кто? Ну, выпивал человек…
Совсем уж я опешил, когда на выходе из гостиницы увидел с огромным баулом игрока сборной Сергея Кирьякова. Он грузил его в автомобиль.
- Вы куда, Сергей? - интересуюсь у форварда. Еще ведь матч с чехами.
- Куда-куда, домой, в Германию, отдыхать.
Разговор завязался.
- Я не отмалчивался на собраниях, говорил о наших и тренерских просчетах, в том числе, тактических, - откровенничал нападающий. – Кому это понравится? Вот и случилось, мягко говоря, недопонимание. Олег Иванович не устраивает меня и как человек, и как тренер.
- Вас, таким образом, не устраивает уже второй тренер подряд, первым был Садырин…
- «Взрывной» я, эмоциональный, да. Это в какой-то степени мешает мне жить. Пусть болельщики знают, всегда и с удовольствием выступлю за сборную. А сейчас оставаться в команде не могу.
На том и расстались.
Матч с чехами, кстати, будущими серебряными призерами чемпионата, завершился тогда результативной ничьей – 3:3. И с одним набранным турнирным очком сборная России улетела домой.
Уже в Москве Романцев отчасти объяснил мне причину размолвки с Кирьяковым.
- Он особенно рвался сыграть против немцев, понятно, Сергей сейчас выступает в бундеслиге, хотел себя показать перед ними, - молвил Олег Иванович. – Но, считаю, форвард не готов ни физически, ни морально, ни психологически играть за сборную на таком высоком уровне. Потому и оставил его в запасе…
Спрашивается, зачем привлекал человека в команду? Ну, пусть этот вопрос повиснет…
Ещё статьи по теме:
Распечатать