Жены президентов постсоветских республик Центральной Азии — кто они?
15 ноября в Стамбуле прошел форум, посвященный арабо-израильскому конфликту, с участием жен глав государств, где основной религией является ислам. Из постсоветских республик Центральной Азии присутствовала лишь Зироат Мирзиёева. Она выступила с речью, призвав ХАМАС и Израиль прекратить огонь и сесть за стол переговоров. В этой связи «Фергана» решила поискать подробную информацию обо всех первых леди государств центральноазиатского региона.
Дочь богача, студентка, жена комсомольца и просто красавица
Зироатхон (Зироат) Хошимова — уроженка города Коканда Ферганской области. Как свидетельствует информация из открытых источников, она росла в очень богатой семье. Ее отец возглавлял кокандский отдел рабочего снабжения Среднеазиатской железной дороги, включая предприятие, в ведении которого находились передвижные вагоны-рестораны. Более того, по неподтвержденным данным, Махмуджон Хошимов в «частном порядке» владел десятком вагонов-рефрижераторов, которые колесили по всему Союзу, перевозя из Узбекской ССР востребованные фрукты-овощи, а в обратном направлении редкую мебель и прочие товары, считавшиеся дефицитными дома. Разумеется, этот «бизнес» приносил солидный доход, что сделало предпринимателя влиятельным не только в родном городе, но и во всей Ферганской долине. О матери Зироат Хошимовой данных нет.
Будущая первая леди Узбекистана окончила Ташкентский институт ирригации и мелиорации. У нее диплом инженера-экономиста, но по профессии Хошимова не работает — в соответствующей графе указано популярное у женщин стран региона занятие «домохозяйка».
Именно в вузе Зироат Хошимова познакомилась с Шавкатом Мирзиёевым. Забавная деталь: во всезнающей «Википедии» написано, что встреча произошла в Ташкентском сельскохозяйственном институте. Но, видимо, авторы статьи ошиблись, так как, судя по официальной биографии президента, он тоже окончил столичный институт мелиорации и ирригации и не имел никакого отношения к сельскохозяйственному. Как бы то ни было, отношения молодых людей начались в стенах учебного заведения: Зироат была одной из лучших студенток, а Шавкат, несмотря на то, что они ровесники, уже занимал должность секретаря комитета комсомола. Кстати, карьера Мирзиёева тоже стартовала в этом вузе, где он, получив диплом инженера-механика, занимал должности от младшего научного сотрудника до проректора.
Даже в бытность Шавката Миромоновича премьер-министром республики о его супруге мало что было известно. Лишь после того, как Мирзиёев был избран президентом в декабре 2016 года, она начала появляться на государственных мероприятиях и сопровождать мужа в зарубежных поездках.
Еще одно примечание. В той же «Википедии» подчеркнуто, что Хошимова после заключения брака оставила девичью фамилию. Однако в официальной узбекской прессе ее представляют, как «Зироат Мирзиёеву». Кстати, так же она фигурирует на сайте фонда «Замин», где работает председателем попечительского совета.
Помимо фонда первая леди Узбекистана занимается благотворительными проектами и общественной деятельностью. Например, в марте текущего года она с лопатой в руках помогала экоактивистам сажать деревья в родном вузе, о чем свидетельствует соответствующий фотоотчет.
Впрочем, масштабных выступлений до форума в Стамбуле в активе Зироат Махмудовны не значится. Речь по примирению палестинцев и израильтян можно назвать первым сольным заявлением. Или, если хотите, небольшим выходом из тени супруга.
У четы Мирзиёевых трое детей. Сын Миралишер еще учится в школе, а вот дочери уже строят карьеру на госслужбе. Младшая, Шахноза, занимает пост заместителя директора Национального агентства социального обеспечения. А старшую, Саиду, отец в августе этого года утвердил в должности помощника президента, то есть доверил ей управление своей администрацией.
Зироат Мирзиёева и Айгуль Жапарова
Супруги Мирзиёевы
Супруги Жапаровы
Опора, поддержка и владелица тайных активов
В биографии жены Садыра Жапарова нестыковки начинаются уже с имени. Везде и всюду она значится как Айгуль, но по паспорту ее зовут Гульнура. Зачем понадобилась такая «конспирация», неизвестно.
Айгуль (или Гульнура) Асанбаева родилась в селе Сан-Таш Тюпского района Иссык-Кульской области. О ее матери информации нет, об отце известно, что он работал на руднике «Кумтор» — крупнейшем золотодобывающем предприятии республики.
Семья будущего президента жила в соседнем селении. Собственно, благодаря этому молодые люди и познакомились — выбрались на природу в компании общих друзей. Тогда Айгуль исполнилось 18 лет, Садыр был на пять лет старше. Спустя три года после первой встречи они поженились.
Но до этого была вынужденная разлука. Пара разъехалась по разным городам: девушка поступила в медицинское училище в Караколе (до 1992 года — Пржевальск, административный центр Иссык-Кульской области. — Прим. «Ферганы»), а парень грыз гранит науки в столичном институте физкультуры, успев до получения диплома тренера отслужить в рядах советской армии. Кстати, супругов объединяет то, что у них есть второе образование. Айгуль также окончила педагогический факультет Кыргызского государственного университета имени Ишеналы Арабаева, а Садыр — юридический факультет Кыргызско-российского Славянского университета имени Бориса Ельцина.
Политическая карьера Жапарова складывалась сложно. Будучи в оппозиции, он неоднократно сталкивался с силовиками, становясь фигурантом уголовных дел, включая обвинения в рейдерстве и насильственном захвате власти. В начале «десятых» годов будущий президент с семьей был вынужден переехать за рубеж, а после возвращения в 2017 году угодил в следственный изолятор спецслужб.
Какое-то время Айгуль Жапарова проживала с детьми за границей — то в России, то в Польше, пока ее муж боролся за власть на родине, точнее, выступал против действующей власти. Вернувшись в Кыргызстан, женщина активно участвовала во всех митингах, демонстрациях и прочих акциях в поддержку супруга-политзаключенного.
Отдельно отметим, что, поскольку Жапарова при въезде на родину задержали вместе с сыном Рустамом, его супруга в первую очередь встала на защиту ребенка, который вовсе не занимался политикой. Она даже обращалась к жене тогдашнего президента республики Алмазбека Атамбаева Раисе, так как, по словам Жапаровой, «не всем дано быть первой леди страны, и в этом качестве надо быть милосерднее и добрее». Но ее «предшественница» ответила, что не лезет в такие вопросы, устранившись от решения проблемы. В итоге Рустам пробыл в заточении полгода.
Айгуль Жапарова.
Политические амбиции Жапаровой не ограничились только поддержкой мужа. В 2020 году она претендовала на место в парламенте республики от партии «Мекенчил» — была 24-й в списках организации, правда, под паспортными данными с именем Гульнура. Судя по отчетам, она бурно провела предвыборную кампанию, но все же стать депутатом у нее не получилось. Партии не хватило голосов для представительства в Жогорку Кенеше (парламенте).
Зато нынешняя первая леди Кыргызстана преуспела на ниве благотворительности. Она успешно руководит общественным фондом «Эне-балага тирек» («Поддержка матери и ребенка»). Правда, в сентябре этого года был небольшой казус. Журналисты выяснили, что посольство Китая в Бишкеке выделило этой организации аж $109 млн. Однако налоговая служба поспешила разъяснить ситуацию: по их данным, бухгалтер не углядел, что цифры в отчете должны быть указаны в «тыс. сомов» и влепил реальные значения, которые на самом деле нужно делить на тысячу. В итоге выяснилось, что КНР внесла в фонд Жапаровой всего $109 тысяч. Такие щедроты из Поднебесной не выглядели гигантскими, что успокоило общественность.
В начале текущего года был еще один эпизод, связанный с активами первой леди. Президент, обязанный отчитаться не только о своих доходах, но и о заработках членов семьи, не задекларировал прибыль компании супруги «Ак Умут». Фактчекеры раскопали, что данное предприятие, официальным совладельцем которого является Айгуль Жапарова, с 2021 года исправно платит налоги. Хотя толком непонятно, чем фирма занимается — у нее нет даже аккаунтов в соцсетях. Единственное, что удалось узнать расследователям, это то, что согласно кадастровым выпискам, «Ак Умут» — собственник бишкекского бизнес-центра «Асман», в котором, к слову, арендует офис фонд Жапаровой, а во время президентских выборов здесь же располагался штаб ее мужа. Но это мелочи: все же глава государства — занятой человек, упустил эту деталь — с кем не бывает.
Еще одна нестыковка в количестве детей четы Жапаровых. Где-то указано четыре, в других источниках — пять. Но этот «ларчик» открывается проще. Дело в том, что пара плюс к своим четырем детям взяла на воспитание мальчика по имени Ринат — сына брата президента Эркина, который вместе с женой погиб в ДТП. Увы, позднее беда снова пришла в дом супругов: в 2020 году старший сын Жапаровых Дастан, управляя мотоциклом, попал в аварию, и спустя несколько дней после инцидента скончался. Известно, что другой сын, Рустам, женился несколько лет назад, в 2021-м его примеру последовал Ринат. Их брат Нурдоолот и сестра Жанайым получали образование в Турции и бишкекском Американском университете в Центральной Азии. Чем они занимаются сейчас, неизвестно.
Надежда Токаева
Азизмо Асадуллаева и Эмомали Рахмон
Супруги Эрдоган и экс-президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов
Почти совершенно секретно
Подробной информации, как о женах руководителей Узбекистана и Кыргызстана, о первых леди соседних республик найти не удалось. Поэтому мы решили объединить эти скудные сведения в одну главу.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев разведен. Правда, на его сайте об этом ни слова. Хотя, как пишут казахские СМИ, после избрания главой государства упоминание о прекращении брака было в его официальной биографии. Журналистам удалось выяснить, что экс-супруга Токаева Надежда Давыдовна совсем недолго побыла первой леди. О женщине известно, что она родилась в Нижнем Тагиле и имеет российское гражданство. Она активно занимается благотворительностью и бизнесом. В частности, Надежда Токаева несколько лет владела компанией по сдаче в аренду недвижимости в Москве. Оформленное на нее ИП закрылось, но, возможно, предпринимательница продолжает работать, открыв другое предприятие. Также есть информация, что с 1998 по 2011 годы у нее существовал счет в швейцарском банке, на котором лежали 1,5 млн франков. У Токаевых есть сын Тимур, которому в следующем году исполнится 40 лет. Он работает в нефтяной сфере и, как мать, занимается благотворительностью, управляя фондом имени дедушки — Кемеля Токаева.
О жене бессменного главы Таджикистана Эмомали Рахмона известно еще меньше. Согласно официальным данным, Азизмо Асадуллаева (в прессе иногда она фигурирует как Азизмо Рахмонова) родилась в Таджикской ССР примерно в конце 50-х годов прошлого века. Она не появляется на публике и крайне редко сопровождает в зарубежных поездках супруга, имеющего титул «лидера нации». В 2016 году местный теолог предложил учредить подобное звание и для Асадуллаевой. По его словам, тогда она совершила намаз (молитву) внутри священной Каабы (святыня в Мекке), став первой такой мусульманкой в истории Центральной Азии. В связи с чем богослов выступил с инициативой признать первую леди «лидером исламских женщин». Но идею забраковали.
Добавим, что тремя годами ранее один из бизнесменов на встрече с президентом предлагал назначить Асадуллаеву главой Ассоциации предпринимателей республики. Но Рахмон выступил категорически против, заявив, что удел жены — заботиться о детях и муже.
Лидер Таджикистана, кстати, самый плодовитый президент среди стран бывшего Союза. У них с Азизмо девять детей: семь дочерей и два сына. Большинство дочерей работают в государственной сфере или вышли замуж за успешных политиков, дипломатов, бизнесменов, спортсменов. Несколько лет назад Озода стремительно поднималась по карьерной лестнице, дойдя до руководства президентской администрацией. Однако, по мнению большинства политологов, скорее всего, Рахмона на его посту сменит сын Рустам Эмомали, который уже в 29 лет стал мэром Душанбе. Он также является спикером верхней палаты парламента республики.
Чемпионом по минимизации данных о первой леди является современный Туркменистан. Из скудной информации, размещенной в интернете, можно узнать лишь, что Сердар Бердымухамедов женат, его супругу предположительно зовут так же, как и его мать — Огулгерек. Первая леди родила президенту троих детей: двух девочек и сына. Причем последний уже обзавелся своей семьей, выбрав в спутницы жизни дочь высокопоставленного чиновника из МВД.
Любопытно, что в декабре 2022-го в рамках трехстороннего саммита с Азербайджаном и Турцией нынешний глава государства так и не представил свою жену, в культурной программе с участием первых леди Туркменистан представляла его мать, которой он ранее присвоил звание заслуженной ковровщицы страны. Впрочем, отец Сердара, Гурбангулы Бердымухамедов, будучи президентом, вообще запрещал прессе что-либо писать о супруге и размещать ее фото. Табу было снято в 2021 году, когда тогдашняя первая леди вышла в свет в рамках визита четы Эрдоган в Ашхабад. Она была в национальном костюме и вела себя крайне скромно.