Рейтинги американского Forbes пишутся под диктовку Мусаева

Рейтинги американского Forbes пишутся под диктовку Мусаева
Рейтинги американского Forbes пишутся под диктовку Мусаева
Близкий к Кремлю олигарх может являться собственником и российского, и американского издания.

Американское издание утверждает, что располагает аудио- и видеозаписями, на которых президент венчурного фонда Global Venture Alliance и владелец российского Forbes Магомед Мусаев заявляет, что именно он является настоящим владельцем американского Forbes, а купивший издание в мае этого года американский миллиардер Остин Рассел лишь подставное лицо

Кто новый владелец американского Forbes? Газета The Washington Post пишет, что влиятельное деловое издание купил «близкий к Кремлю» бизнесмен Магомед Мусаев. Официально после майской сделки новым владельцем американского Forbes считается 28-летний миллиардер из США Остин Рассел. Но газета называет его «подставным лицом». В российском Forbes, который принадлежит Мусаеву с 2018 года, заявили, что ничего не знают о продаже ему глобального медиахолдинга.

По сведениям The Washington Post, о покупке глобального Forbes рассказал сам Магомед Мусаев на вечеринке, которую он организовал в июне в Нью-Йорке по случаю своего 60-летия. Там присутствовали друзья бизнесмена, топ-менеджеры американского холдинга Forbes, а также 28-летний владелец стартапов Остин Рассел, объявивший ранее о покупке легендарного Forbes за 800 млн долларов.

Во время вечеринки Мусаев рассказывал гостям, что именно он приобрел глобальный Forbes, а Рассела он называл «лицом» сделки, нужным, чтобы скрыть в ней участие российского бизнеса. The Washington Post утверждает, что располагает видео- и аудиозаписями этих разговоров. На одной из этих записей Мусаев говорит, что приобрел Forbes для того, чтобы укрепить глобальные позиции — как свои личные, так и России в целом, — но не хочет привлекать к этому внимание. «Главная цель — тишина и результаты», — сказал он. При этом Мусаев утверждал, что не был в России два или три года, что за это время у него не было никаких контактов с представителями российской власти и он не обсуждал ни с кем из них покупку Forbes. Комментирует политолог Константин Симонов:

«Если бы действительно это было правдой, это означало бы, что у Мусаева есть возможность влиять на достаточно известный и авторитетный глобальный бренд, и это можно конвертировать внутри России в самые разные бенефиты. Но весьма сомнительно, что такая сделка в нынешних условиях могла состояться. Мы понимаем, что там довольно жесткий комплаенс проводится, в нынешних условиях вдвойне жесткий, даже до февраля 2022 года такие сделки рассматривались бы под лупой, а сейчас они просто под микроскопом рассматриваются. Поэтому поверить, что здесь такая нехитрая проксикомбинация была реализована, все это пропустили в США регуляторы, сложно».

The Washington Post называет Магомеда Мусаева «близким к Кремлю» бизнесменом, но тогда возникает вопрос — почему он до сих пор не попал под санкции? До сих пор нет точных сведений о том, на чем бизнесмен заработал свой первый капитал.

По данным из открытых источников, в 1998-м Мусаев стал первым заместителем гендиректора ВВЦ, с 2004-го по 2009-й его возглавлял, добившись на посту гендиректора возвращения исторического названия ВДНХ. Во время работы там был председателем комитета РСПП по выставочной деятельности.

Потом перешел в правительство Москвы и был председателем Комитета инновационного развития и выставочно-конгрессной деятельности. В 2011-м Магомед Мусаев стал сооснователем фонда «Институт мировых идей», через три года создал компанию Global Venture Alliance, которая работала с ведущими фондами Кремниевой долины. В России компания Мусаева известна, например, совместными проектами со «Сбером», РЖД и рядом других крупных компаний, в том числе с госучастием.

Владельцем российского Forbes Мусаев стал летом 2018-го. Он приобрел его за 500 тысяч рублей, при этом взяв на себя погашение долгов издания на сумму свыше 364 млн рублей. По данным ряда СМИ, Магомед Мусаев являлся зятем экс-главы Дагестана Рамазана Абдулатипова.

Мог ли такой человек стать владельцем глобального Forbes? Комментирует эксперт в области международного права Александр Трещев:

«Я слышал об этом раньше не от него, а от людей, которые были с ним знакомы. Более того, был ряд людей, недовольных его появлением в Америке, они обращались ко мне, они искали адвоката в России, чтобы создать какие-то трудности и заявить о том, что человек, который приехал в Америку, приехал туда с огромными деньгами. Несмотря на то что это коммерческая сделка частного издания, поскольку он представлен во всех странах, он формирует рейтинг самых богатых людей в мире, бренды, я убежден, что общественное влияние настолько высоко в Америке, что сделку могут расторгнуть, если будет выяснено, что выгодоприобретателем является гражданин России».

В комментарии The Washington Post Мусаев назвал любые предположения о его участии в сделке «абсолютной чепухой» и «чудовищным мифом». Он сказал, что не мог такого говорить на дне рождения. Миллиардер Остин Рассел в свою очередь заявил, что в сделке вообще не участвовали россияне. Там нет ни одного доллара, полученного от граждан России и Китая, утверждает он.

Тимур Гоголадзе
Регион: США