Немедицинский компонент Дмитрия Азарова
Накануне был задержан региональный министр здравоохранения Армен Бенян, который при Азарове из заведующего хирургическим отделением клинической больницы превратился в крупного чиновника.
Уголовное дело открыто по признакам мошенничества в лечебных заведениях региона. Как утверждает депутат Госдумы от Самарской области Александр Хинштейн, вместе с Арменом Беняном был задержан и его заместитель Асланбек Майрамукаев.
Учитывая, что на носу у Азарова выборы, а за спиной - многолетняя коррупционная вакханалия, нынешняя ситуация может стать той соломинкой, которая переломит хребет верблюду - люди от этого явно устали. На этом фоне для Азарова мог бы остаться один приличный вариант действий - снять свою кандидатуру и оказать полное содействие следствию.
Впрочем, Азаров уже заявил, что его команда окажет все необходимое содействие. Правда, кандидатуру, конечно, снимать не торопится. Зато бытует мнение, якобы нынешняя ситуация с Беняном могла стать следствием неудачной элитной "расторговки" в преддверии выборов.
Депутатский "разнос"
Новости по теме: Кремль отреагировал на данные об осведомленности Суровикина о подготовке мятежа
Среди политологов бытует мнение что, якобы политический блок Азарова не захотел договариваться и "расторговываться" с Александром Хинштейном перед выборами губернатора. И это при том, что Хинштейн - единственный федеральный политик с самарским бэкграундом, который мог создать Азарову серьезные проблемы.
Учитывая, что именно Александр Хинштейн подсвечивает тему с Беняном, можно предположить, что это правда. Тем более, известно, что у него много источников в силовых структурах - о многих резонансных коррупционных делах мы узнали сначала от него, а уж потом от официальных источников и СМИ.
Что же касается уголовного дела, подробностей о нем мало. Как в своем телеграм-канале утверждает другой депутат Госдумы, Андрей Луговой, Бенян был предводителем медицинского картеля, который будто бы имел такую финансовую мощь и силу, влияние и покровительство, что, "когда раскроются их схемы", полетят головы".
Нетрудно догадаться, что одной из "голов", которая может "слететь", может оказаться господин Азаров.
Луговой поделился и другими подробностями. Будто бы схема картеля основана на мошенничестве с поставками медоборудования, лекарств и расходных материалов, а в цепочке хищений участвовали целые медицинские кланы - как из госструктур, так и из бизнеса.
Кроме того, депутат напомнил, что уже несколько лет обращается в правоохранительные органы, чтобы те разобрались с коррупционными схемами самарских чиновников.
Нам удалось получить ряд запросов депутата в правоохранительные органы касательно ситуации в самарском здравоохранении. В них Луговой напрямую связывает коррупционные проявления при закупках медоборудования и лекарственных средств со всплесками заболеваемости, в том числе, в период распространения коронавирусной инфекции.
Депутат утверждает, что в схемах мог быть задействован и бывший министр здравоохранения Самарской области Михаил Ратманов. Он был назначен Азаровым в 2018 году - это было одно из его первых кадровых решений. А затем - перешел в Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) на должность начальника управления организации медицинской помощи и промышленной медицины.
Еще один вероятный участник схемы, который фигурирует в запросе - бывший заместитель Ратманова, а теперь Беняна в Минздраве - тот самый Асланбек Майрамукаев.
Там же звучит фамилия предпринимателя из Владикавказа Александра Мерденова, который занимался поставками медоборудования в Самарскую область и Северную Осетию. Последний был задержан в Москве североосетинскими силовиками, расследующими дело о поставках медоборудования в республиканские медучреждения.
Что еще интересней, он же, Мерденов, впоследствии оказался заместителем генерального директора по работе с медицинской техникой и оборудованием в Спецмедснабе ФМБА.
В СМИ писали, что Мерденов был доверенным лицом Ратманова, а указания последнего выполняла целая группа молодых людей, регистрирующих и ликвидирующих одноразовые юридические лица под брендом ГК "Мед лайф".
В своем запросе Луговой называет координатором закупочных махинаций ООО ТД "ВИП-ФАРМ". Эта организация, принадлежавшая Андрею Никулину, была ликвидирована в 2020 году - как раз в период задержания Мерденова. А до этого, в 2019 году, Самарское УФАС выявило крупный картельный сговор на медицинских торгах.
Как следует из решения надзорного ведомства, предметом проверки тогда стала целая сеть компаний - ООО "Мед Лайф Ульяновск", ООО "Импульс Сармед", ООО "Мед Лайф Сервис", ООО "Мед-Лайф", которые группами принимали участие в закупочных процедурах. А среди прочего, провели проверку и того самого ООО ТД "ВИП-ФАРМ".
И вот ведь удача, на компьютерах у сотрудников ТД были обнаружены сертификаты электронных цифровых подписей, принадлежащие вышеописанным компаниям, и не только им.
Если взять практически любую из вышеназванных компаний, у нее окажутся крупные государственные контракты. Например, у ООО "Мед Лайф Ульяновск" оказалось госконтрактов на 256 млн рублей, преимущественно, с самарскими учреждениями. При этом сама фирма была ликвидирована в 2019 году - почти сразу же после того, как получила по рукам от антимонопольщиков.
Владельцем компании являлся Павел Деллос. Он же учредитель целой сети подобных организаций - все они ликвидированы. И цифры в них побольше. Например, ООО "Мед-Лайф" законтрактовалось почти на полмиллиарда рублей.
А тот самый господин Никулин, который ликвидировал ООО ТД "ВИП-ФАРМ", сегодня тоже преспокойно занимается бизнесом и продолжает получать самарские госконтракты уже в новых организациях
Одно только принадлежащее ему ООО "Медицинский компонент" умудрилось заработать 2,3 млрд рублей. Из них почти 300 млн - от ГКУ СО "Самарафармация".
Еще один крупный получатель госконтрактов - кировский ООО "ЦКДЛ", который принадлежит Михаилу Зыкину. Он также фигурирует в запросах Лугового. Компания имеет контрактов почти на 6,6 млрд рублей, и регулярно попадает в скандалы.
В 2022 году фирма допустила нарушения "с самарскими пробирками" на 378 млн рублей. При этом у нее было много смежных организаций - кировский ЦКДЛ, Самарский ЦКДЛ, и другие.
Интересно и то, что ООО "Самарская ЦКДЛ" учреждено только в декабре 2020 года, под самый ковид. В 2021 году уже получило лицензию, и вышла на самарский рынок. И если в 2021 году выручка компании составила скромные 23,48 млн рублей, то по итогам 2022 года - уже более полумиллиарда.
Все это напоминает огромный коррупционный спруг. Если не сказать - гидру, после отрубания голов которой непременно вырастают головы. Может, пора уже отрубить главную голову, которая может стоять над всеми?
Голова "гидры"?
Между тем, этот коррупционный скандал - лишь один в череде многих. Армен Бенян - уже второй министр, задержанный в Самаре за последнее время. В апреле - был арестован министр строительства Николай Плаксин. Его заподозрили в превышении должностных полномочий.
Под следствием оказался и директор Фонда капремонта Александр Константинов. По версии следствия, он, вступив в сговор с подрядчиком - ООО "Волгарегионстрой-С", совершал хищения средств фонда путем завышения объемов и стоимости работ. Ущерб оценивается в 2,2 млн рублей.
Кроме того, уголовное дело возбуждено и в отношении руководителя Госинспекции стройнадзора региона Владимира Захарьина - его заподозрили во взятке. Причем задерживали аж два раза - первый раз в мае 2022 года. Тогда к нему возникли претензии из-за работ, связанных с реализацией нацпроекта "Культура".
Новости по теме: Татьяне Тарасовой в седьмой раз за месяц стало плохо
Речь идет о двух домах культуры в Большечерниговском и Кинель-Черкасском районах. По версии следствия, глава ГИСН и его подчиненные скрыли нарушения на этих объектах. Несмотря на это, их ввели в эксплуатацию в 2022 году.
Да что говорить, если под арестом по обвинению в превышении должностных полномочий оказалась даже председательница Счетной палаты Елена Дуброва - та, кто как раз и должна следить за расходованием бюджетных средств и "давать пищу для ума" силовикам. А согласовывать ее на должность должен был как раз Дмитрий Азаров.
И это лишь недавние случаи. Складывается впечатление, что при нынешнем губернаторе регион поделен на сферы влияния, такая себе система кормлений на важнейших отраслях экономики и социальной сферы. И надо ли говорить, что в Самарской области - просто гора проблем и со здравоохранением, и с инфраструктурой, и со многим другим.
Все это ставит закономерный вопрос о возможной роли Дмитрия Азарова в этих "схематозах". И если вдруг окажется, что он действительно знал, а то и был замешан - лишиться он может не только губернаторских перспектив.